понедельник, 29 июня 2020 г.

Чем заниматься с детьми дома?

Этот вопрос я часто слышу от родителей. Многие хотят сами заниматься со своими детьми, независимо от того ходит ли ребёнок в детский сад, центр развития и т.д. Сейчас эта тема получила ещё и новый смысл: как организовать обучение ребёнка в условиях карантина?

И если со школьниками всё более-менее понятно (онлайн-обучение, закрепление пройденного по учебникам), то с малышами вопросов немало.

Я советую родителям дошкольников не сосредотачиваться на специальных занятиях дома со всеми положенными атрибутами: стол, стул, тетрадь, карандаши. Лучше правильно организовать досуг ребёнка! Как это сделать? Разберёмся по порядку.

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром

Два этих направления я упомянула вместе не случайно, ведь они неразрывно связаны.

Словарный запас ребёнка пополняется во время беседы, прогулки, просмотра мультфильмов, рассматривания книг и т.д. Больше общайтесь со своим ребёнком, не оставляйте его вопросы без ответов. При этом держите в голове, что общение должно быть обучающим.

Например, на прогулке вы встретили прохожего с необычной собакой. Обратите на неё внимание. Расскажите о породе этой собаки. Предложите зайти в библиотеку и взять книгу о собаках разных пород, о подвигах собак, о милых приключениях и т.д. Посмотрите фильм, мультик про «Белку и Стрелку». Дальше сама собой возникнет необъятная тема освоения космоса. И в зависимости от возраста ребёнка, ему можно будет рассказать о первом полёте человека в космос, о планетах солнечной системы и т.д.

Когда читаете книги, рассматривайте иллюстрации, обсуждайте увиденное и прочитанное. Задавайте вопросы, спрашивайте мнение ребёнка и высказывайте своё.

Таким образом постепенно можно разобрать все лексические темы, познакомить ребёнка с миром природы и окружающих предметов, обсудить достижения науки и искусства. Ребёнок научится слушать, рассказывать, думать, размышлять. У него проснётся интерес к познанию нового. Вы сблизитесь эмоционально.

Для развития речи можно использовать специальные дидактические игры и упражнения. Сейчас их легко найти и в книжном магазине, и в интернете.

Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму

Этой теме уделяется очень много внимания. Мы не раз слышали про тесную связь мелкой моторики с развитием как речи, так и мышления. Есть много пальчиковых игр и упражнений. Найти их не составит особого труда.

Но что ещё можно придумать, кроме специальных упражнений?

1. Лепка, аппликация, рисование, закрашивание, оригами.

2. Вырезание ножницами фигурок, снежинок, силуэтов и т.п.

3. Вышивка, разнообразные стежки, пришивание пуговиц, макраме.

4. Собирание бус, бисероплетение.

5. Лего или любой другой конструктор с мелкими деталями.

6. Игрушки-шнуровки, мозаики.

7. Игры с прищепками, волчками, пинцетами.

8. Игры с резиновыми мячиками с шипами, использование массажёра Су-джок.

9. Откапывание мелких игрушек в коробке с крупой.

10. Рисование, закрашивание узоров. Работа в специальных прописях для дошкольников.

Важно! Учите ребёнка сразу правильно держать карандаш, ручку, кисть, ножницы. Обращайте внимание на посадку, движение руки.

Чтение художественной литературы

Будет ли Ваш ребёнок любить читать, когда вырастет, зависит от того, сможете ли Вы привить у него это желание в детстве.

К большому сожалению всё чаще встречаются семьи, где детских книг очень мало, а то и вовсе нет. Гаджеты вытеснили чтение сказок и рассказов, рассматривание иллюстраций. А ведь книга – мощнейший инструмент для развития ребёнка.

Ответим на главные вопросы: как читать и что читать?

1. Вам кажется, что чтение книги – дело нехитрое. Однако, это целая наука! Ребёнок должен полюбить книгу как явление и воспринимать её целостно. Т.е. не только как художественное произведение, которое доставляет нам радость чтения, но и как результат совместного творчества художника-иллюстратора, дизайнера и других людей, которые трудились над созданием книги.

Рассмотрите книгу, вместе с ребёнком. Познакомитесь с ней. Прочитайте название, рассмотрите картинки. Пусть ребёнок по иллюстрациям попробует предположить, о чём будет эта книга. Познакомьтесь с автором: что ещё он написал для детей, какие темы поднимал в своих произведениях.

Если малыш пока ещё не читает сам, расположитесь так, чтобы он мог видеть картинки во время чтения, или показывайте ему их в тот момент, когда читаете о том, что изображено на странице.

Старайтесь выбирать качественные книги! Пусть ориентиром художественной ценности станут для Вас классические издания, в которых писатель и художник выступали как единый творческий союз. Например, всеми любимые книги Сутеева, Чарушина, где в одном лице представлены и писатель, и художник. Басни и сказки, где главные герои – животные, с детства запомнились нам в образе иллюстраций Рачёва. Других иллюстраторов детских книг Вы можете вспомнить и сами, или с помощью Яндекса.

2. Что читать?

На этот вопрос очень легко ответить, если посмотреть списки рекомендуемых книг для детского чтения. Лучшим помощником в этом будут комплексные программы для детских садов («Детство», «От рождения до школы», «Радуга» и др.). Для школьников можно использовать списки для внеклассного чтения.

Не забывайте про старые добрые библиотеки, в которых Вам подскажут, что читать, и подберут интересные книги. Совместный поход в детскую библиотеку можно сделать событием особым. Ведь это настоящий дом для книг, где они живут настоящей жизнью: путешествуют, дарят радость многим маленьким читателям, а потом возвращаются на свою полку. У ребёнка формируется ответственное отношение к книге: её нужно прочитать в срок, обращаться с ней бережно и аккуратно.

Элементарная арифметика

Первое и самое очевидное для родителей в формировании математических представлений – это умение считать и знание цифр. Но что скрывается за этим? Давайте разбираться.

Умение считать – это счёт по порядку, пересчёт предметов, а также сложение и вычитание (речь сейчас идёт о дошкольниках и учениках первого класса).

Счёт по порядку – это просто последовательное называние чисел в пределах 10, 20 и т.д. С детьми дошкольного возраста неплохо освоить и обратный счёт от 10 или от 20. Таким образом в сознании ребёнка закрепляется место числа в ряду натуральных чисел. С этой же целью можно использовать упражнение «Соседи числа»: вставить либо пропущенные числа, либо расположить предыдущее и последующее числа относительно заданного (так, например, соседями числа 5 будут 4 и 6). Счёт в прямом и обратном порядке можно повторять с мячом: бросаем друг другу и называем следующее по порядку число.

Пересчёт предметов – это умение сосчитать сколько фруктов на тарелке, сколько машин на стоянке и т.д. Важно и умение взять определённое количество: возьми 4 кубика, возьми 6 треугольников и т.д. Бывает так, что ребёнок может пересчитать предметы, но затрудняется взять нужное количество.

Сложение и вычитание – тема особая и достаточно сложная, которая вызывает сложности даже у детей в начальной школе.

Для этого существуют два способа, которые тесно идут рука об руку. Пользоваться нужно уметь и тем, и другим.

Способ 1. Присчитывание и отсчитывание по одному. Умение быстро ориентироваться в числовом ряду. В этом вам помогут числовые отрезки или обычная линейка. Шагайте с ребёнком по такому отрезку почаще. Как это сделать? Например, 4+3. Чтобы узнать ответ, нужно поставить пальчик на линейке на число 4 и начать шагать по числам, отсчитывая 3 шага: один (попадаем пальчиком на число 5), два, три – попали на число 7. Значит 4 +3=7.

Важно! Начинать считать не с числа, на котором стоим, а именно шаги, т.е. отсчёт идёт со следующего числа.

Это очень полезное упражнение. Но тем не менее такой способ удобен только для прибавления или вычитания небольших чисел, до 3-х.

Способ 2. Знание состава числа. Нам, взрослым людям, кажется, что мы прибавляем 5 к 4. На самом деле мы просто помним, что это будет 9. Также из своего школьного детства мы помним, что есть таблица умножения. Но есть и таблица сложения! И будет очень хорошо, если к школе ребёнок будет знать её наизусть в пределах первого десятка.

Знания состава числа позволяет не только складывать числа в уме, но и вычитать. Для этого необходимо, чтобы ребёнок осознал смысл сложения и вычитания как действий обратных друг другу, неразрывно связанных.

Как лучше учить состав числа? По различным схемам. Самые популярные это «числовые домики»: на крыше записано целое число, которое раскладываем на части (на первом этаже должно жить 6 человек, 4 человека поселились в одну квартиру, сколько человек должны заселиться во вторую квартиру). Можно использовать приёмы: разложи 7 фруктов на две тарелки, разложи 5 карандашей в два пенала и т.д.

Важно, чтобы ребёнок понял: есть целое число (большое число) и его части (маленькие числа). Если сложить две части (два маленьких числа), получится целое (большое). Если из целого вычесть одну часть, останется другая.


Я использую упражнение «Фокус»: беру, например, 6 карандашей (ребёнок должен их пересчитать и убедиться, что их ровно 6), прячу за спину, «перемешиваю», достаю только 2, нужно отгадать, сколько осталось за спиной. Точно также можно играть «угадай в какой руке» сколько пуговиц. Или с непрозрачными стаканчиками: поднимаем один, а сколько во втором? Не забываем сначала пересчитывать целое число, которое потом делим на части.

Для формирования представлений о числе очень важно уметь сравнивать числа: больше, меньше и равно.
Чаще всего ребёнку не составляет труда ответить на вопрос, какое число больше, а какое меньше. Он просто автоматически представляет натуральный ряд чисел. Сложность заключается в вопросе «Насколько больше?» или «Насколько меньше?» Чтобы ответить на этот вопрос, нужно либо составить пары, либо посмотреть разницу между числами на линейке или любом числовом отрезке. Важно усвоить, что на сколько одно число больше другого, на столько же другое число меньше большего.

И, конечно, взрослому необходимо самому понимать разницу между числом и цифрой, а также уметь объяснить это ребёнку. Число – это количество предметов, то, что можно посчитать. А цифра – это специальный знак для обозначения числа. Числа можно складывать, вычитать, сравнивать. А цифру можно написать, нарисовать и закрасить. Если ребёнок с трудом запоминает цифры, можно выкладывать их из пуговиц, камешков Марблс, лепить из пластилина.

Для запоминания знаков хорошо использовать ассоциации. Придумайте сказку про цифру 1. Расскажите, что у цифры один был один друг, который подарил ей одно яблоко )) Фантазируйте! Нарисуйте эту цифру и подаренное яблоко. Цифра два может поведать историю про двух лебедей, которых можно изобразить похожими на цифры. Про цифру три попросите ребёнка самого придумать историю: и запомнить будет легче, и попутно будет развиваться речь и мышление.

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий