понедельник, 26 декабря 2011 г.

Орфографический навык. Грамотное письмо

Данная тема очень обширна! Углубляться в неё можно бесконечно. От того так сложна попытка вписаться в формат блога и не надоесть скучными формулировками. Но, осознавая важность этого вопроса для всех родителей, я решила попробовать )))))

Грамотное письмо - одна из основных целей обучения русскому языку на протяжении всего времени обучения в школе. При этом основы грамотного письма закладываются как раз в самом начале обучения - в первом классе! Скажу больше: подготовка к изучению орфографии начинается ещё в детском саду. Дело в том, что орфография тесным образом связана с фонетикой и фонологией. Чтобы научится грамотно писать, ребёнок должен различать сильные и слабые позиции для звуков в словах. А это значит, нужно прежде всего уметь слышать звуки в слове, отличать ударные гласные звуки от безударных, согласные глухие от звонких.
Вообще, орфография состоит из пяти разделов:
1. обозначение буквами звукового состава слов и морфем там, где это не определено графикой;
2. слитное, раздельное и дефисное написание;
3. употребление прописных (больших) и строчных (малых) букв;
4. правила переноса слов с одной строки на другую;
5. правила графических сокращений слов.
Думаю, Вы догадались, что наиболее обширный раздел, представляющий основную сложность для изучения, - это первый. В начальной школе из этого раздела дети изучают правила "чк, чн", разделительные ь и ъ, шипящие на конце существительных, окончания существительных, прилагательных и глаголов, удвоенные согласные, непроизносимые согласные. Но самое большое количество ошибок в диктантах - это правописание безударных гласных в корне. Следом за гласными идут парные по звонкости/глухости согласные в слабых позициях.
Из других разделов в начальной школе изучают слитное и раздельное написание (предлоги с существительными, не с глаголами), употребление больших букв (начало предложения и в именах собственных), правила переноса слов. Здесь, разумеется, тоже бывают ошибки. Тем не менее они не являются столь трудноисправимыми.
Любой навык - это действие, доведённое до автоматизма. Следовательно, орфографический навык - это автоматизированное орфографическое действие, которое сначала проходит через долгий путь осознания и отработки с помощью специальных упражнений.
Само орфографическое действие - это ещё не навык. Это сознательный акт правописания, который включает в себя два этапа:
1) постановка орфографической задачи (нахождение слабой позиции звука, "опасного места в слове", т.е. выделение орфограммы);
2) решение орфографической задачи (выбор нужного правила и соответствующего написания).

Думаю, что оба пункта требуют дополнительных пояснений. Для того, чтобы правильно написать слово, ребёнок должен сначала увидеть (почувствовать) "опасное место", "сомнительную букву". Он должен вовремя, до написания, остановиться и понять - здесь можно сделать ошибку, здесь мы не можем определить на слух, что писать. Вот этот момент сомнения в написании и есть постановка орфографической задачи.
После этого логичным будет выбор нужного правила и применение его. Написание в соответствии с правилом и есть решение орфографической задачи.
Оба этапа чрезвычайно важны! При этом для отработки каждого из умений (находить "опасное место" и применять правила) существуют свои виды упражнений.

К сожалению, одним из минусов современных учебников является то, что практически все упражнения направлены на формирование умения применять правило, но не находить орфограммы в слове. Таким образом, первый этап орфографического действия оказывается пропущенным.
Какой вид упражнений самый распространённый? Правильно - "Вставь пропущенную букву". Что это значит? То, что кто-то эти буквы уже пропустил, а значит позаботился об "опасных местах" за ребёнка, выполнил за него, по сути, первый пункт плана орфографического действия. Такие упражнения учат применять правило, учат вставлять "сомнительные" буквы и при этом не учат самому главному - сомневаться.
Ещё в упражнениях часто встречается задание "Подчеркни известные орфограммы". Т.е. все слова уже написаны правильно. Опять не возникает никаких сомнений! При этом хорошо, если ребёнок подчёркивает не только те написания, которые расходятся с произношением (корова), но и те, которые совпадают (трава). Ведь ошибки возможны в обоих случаях! Но часто считают нужным отрабатывать только то, что "пишется не так, как слышится".
В итоге, единственное, по сути, используемое упражнение, которое должно заставлять ребёнка сомневаться - это диктант. Но вот беда - он всегда контрольный! Получается, контролируется то, чему ещё не научили. Ребёнок не умеет "пропускать буквы", за него это всегда делал автор учебника. А значит, он просто не чувствует, где применять правило.
Что мы имеем на практике? Ребёнок знает наизусть все правила, прекрасно справляется со всеми предложенными упражнениями и - пишет диктанты с ошибками! Знакомая картина?

Теперь о том, как эту ситуации попробовать исправить... Начать выполнять упражнения (дома, дополнительно), которые специально направлены на отработку умения ставить орфографические задачи. Это умение ещё называют орфографической зоркостью.
Но перед этим нужно разобраться с тем, что же такое орфограмма.

Представление о понятии орфограммы тесно связно со знаниями о сильных и слабых позициях для звуков в слове.  К сожалению, чаще всего эта информация проходит для детей достаточно смазано. Понятно, что вдаваться в тонкости фонетической науки в начальной школе неуместно. Тем не менее у ребёнка должен быть какой-то чёткий ориентир.

Что же должен знать первоклассник? То, что в словах некоторые звуки находятся в сильной позиции, а некоторые в слабой. Для гласных звуков позиция под ударением - сильная. Безударная позиция - слабая. Для согласных звуков сильной позицией является положение перед гласной, перед сонорными (р, л, м, н, й) и перед "в". Все остальные позиции (конец слова, перед глухими, перед звонкими, кроме сонорных и "в") - слабые.
Сильная позиция - это такая позиция, когда мы слышим звук чётко и ясно, плюс точно знаем, какую букву писать ("что слышим, то и пишем"). В сильной позиции мы можем встретить все звуки русского языка (те, что известны школьникам и обычным людям, не учёным лингвистам). Слабая позиция - это такая позиция, в которой мы не можем определить на слух написание буквы. В слабой позиции никогда не бывает некоторых звуков, например, [о] и [э] в безударном положении, парных звонких согласных в конце слова.
Часто гласные в слабой безударной позиции редуцируются настолько, что их практически не слышно. При этом чем дальше они от ударного слога, тем сложнее различимы на слух. Именно поэтому малыши, которые только учатся писать, так часто пропускают именно гласные буквы.
Соответственно, чётко указывать на букву могут только звуки в сильной позиции. Обозначения же звуков в слабой позиции происходит по правилам. Такие написания (буквы), которые не определяются на слух, и есть орфограммы. А орфографическая зоркость - это умение позиционно оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой - в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании.

Так какие же упражнения способствуют формированию орфографической зоркости?

 1. "Письмо с пропусками". На мой взгляд - основное упражнение, направленное на формирование орфографической зоркости.
По сути, это будет диктант, для которого можно использовать целый текст, либо отдельные предложения, словосочетания и даже слова (особенно на первых этапах тренировки). Суть заключается в том, чтобы пропускать "опасные места" в слове, оставлять "окошки" на месте слабых позиций, которые уже после нужно будет заполнить, "вставить пропущенные буквы". Таким образом, ребёнок будет проходить оба этапа: и постановка орфографической задачи, и её решение.
Например, слово "обед" должно быть написано с пропусками таким образом: _бе_. После чего идёт пояснение: "Первый гласные звук - безударный. Это слабая позиция для гласного звука, а значит мы не можем определить написание буквы на слух. Последний звук - парный по звонкости глухости в слабой позиции (конец слова). Написание первой буквы нужно запомнить или проверить по словарю - это словарное слово. Написание последней буквы можно проверить сильной позицией: изменить слово так (или подобрать другое однокоренное слово), чтобы после данного звука появился гласный звук: обеды." Вписывать буквы лучше другим цветом, например, зелёным.
Следует сказать, что "опасным местом" нужно считать не только такое, где написание расходится с произношением. В слове "трава" точно так же пропускаем безударную гласную: тр_ва. А затем проверяем слабую позицию сильной: травка.
Я считаю, что очень хорошо использовать это умение (пропускать вовремя буквы) и в обычных контрольных диктантах. Если ребёнок в момент написания не может сразу безошибочно сообразить, как же пишется это слово, лучше оставить пропуск и писать дальше. А потом, во время проверки своей работы, которое в обязательном порядке даёт каждый учитель, можно спокойно подумать и найти решение орфографической задачи.

2. "Письмо с комментированием". Особенность этого вида упражнения заключается в том, чтобы комментировать не после написания, а до. Я ещё называю это: "диктант со словом "стоп!" Пишем обычный диктант, но очень медленно, с разбором каждого отдельного слова. Говорим себе: "Стоп! Как мы должны написать это слово?" Если оно лёгкое и точно известное, то пишем уверенно, если сомневаемся, то ищем подходящее правило: проверяем по сильной позиции безударный гласный или парный по звонкости-глухости согласный, вспоминаем словарное слово, либо применяем другое известное правило. После этого чётко по слогам проговариваем орфографически (так, как пишется) это слово целиком и записываем его.
Цель этого упражнения - выработать привычку задумываться над написанием каждого слова.

3. "Письмо с проговариванием". Орфографический навык развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание. Это становится возможным в процессе комментированного письма. Именно поэтому очень хорошо выполнять любые письменные работы дома с полным проговариванием вслух!

4. "Специально организованное списывание". Надо сказать, что умение списывать правильно - это не так просто, как кажется. Количество ошибок в данном виде контрольных работ ничуть не меньше, чем в диктантах. Это происходит от того, что многие дети не списывают текст, а побуквенно копируют его. Присмотритесь, как списывает упражнение из учебника Ваш ребёнок. Если, не дописав слово до конца, он снова смотрит в книгу, значит правильному списыванию его нужно учить.
Дело в том, что копирование текста по буквам лишает пишущего понимания смысла написанного, никак не способствует запоминанию правильной орфографической формы слова и часто приводит к пропуску букв и даже целых слов, их замене и перестановке местами.
Если наша цель правильно и без ошибок списать текст (например, во время  контрольной работы), то нужно уметь списывать смысловыми единицами (целыми предложениями или их законченными частями). Алгоритм такого списывания может быть достаточно кратким:

1. Прочитай предложение целиком, чтобы понять его смысл.

2. Прочитай орфографически (так, как пишется) смысловой отрезок, который подлежит списыванию за один такт.

3. Повтори его, не глядя в текст (проговори орфографически).

4. Запиши смысловой отрезок, диктуя себе по слогам, так, как проговаривал (до окончания записи в текст не смотреть).

5. Проверь написанное по тексту.

При этом специальным образом организованное списывание может выступать и как самостоятельное эффективное упражнение. Здесь работа будет направлена на активную орфографическую проработку копируемого текста с целью формирования навыков безошибочного письма. В таком случае его алгоритм будет более развёрнутым (предложено П.С. Жедек):


1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).

5. Повтори (не глядя в текст) предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, так, как проговаривал последние два раза.

7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Такой развёрнутый план можно оформить в виде памятки и использовать каждый раз во время данной работы.

5. "Орфографическое чтение". Научить писать под диктовку - это значит сформировать умение переводить орфоэпическую форму предложения (как говорим) в орфографическую (как пишем). Следовательно, в сознании ребёнка должны быть чётко разграничены эти две формы существования речи. Одним из средств осознания указанного различия может стать разграничение двух способов чтения: "как говорим" и "как пишем". В данном упражнении, как и в специально организованном списывании, активно включаются механизмы непроизвольного запоминания. Орфографическое чтение может выступать и как самостоятельное упражнение, и как органичное дополнение к списыванию, выполнению домашних заданий и т.д.

6. "Исправление ошибок". Дополнительное, достаточно увлекательное для ребёнка задание, которое заключается в поиске и исправлении намеренно допущенных ошибок в тексте. Для этого можно взять любой диктант из сборников для начальной школы (выбрать по возрасту, изучаемой теме), перепечатать его с ошибками (только в таких орфограммах, написание которых ребёнок должен уметь объяснить в соответствии с программой обучения) и распечатать на листе бумаги. Ребёнка можно вооружить красной ручкой, как у учителя! Скорее всего, это упражнение станет его любимым.

Разумеется, это не все возможные упражнения, которые могут помочь в таком ответственном деле. Их существует великое множество! Я выбрала лишь самые основные. Можно почитать дополнительные статьи на тему формирования орфографической зоркости.
Важно помнить, что эффективная работа в данном направлении будет обеспечена лишь в случае регулярных тренировок! При этом использовать нужно не один понравившийся вид работы, а чередовать их друг с другом, поскольку каждое упражнение задействует определённые механизмы восприятия и запоминания орфографической формы слов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий