четверг, 9 ноября 2017 г.

Готовность к школе детей и их родителей

Готов ли ребёнок к школе? Что входит в эту готовность? Как помочь своему дошколёнку справляться с новыми для него задачами? Все эти вопросы задают себе неравнодушные родители задолго до поступления их малыша в первый класс.
Существует несколько компонентов готовности ребёнка к школе. Все они одинаково важны, взаимодополняют друг друга  и требуют целенаправленной работы. Готовность ребенка к школе бывает: физической и  психологической, которая, в свою очередь, делится на интеллектуальную, эмоционально-волевую и личностную (социальную).
Под физической готовностью подразумевается адекватное возрасту физическое развитие, которое позволит ребёнку справляться со школьными нагрузками. В понятие общего физического развития входит нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по­казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Важным условием укрепления здоровья является двигательная активность. Необходимо больше гулять с ребёнком, чередовать просмотры телевизора  с любыми играми и домашними делами. В соответствии с возрастом и состоянием здоровья можно подобрать спортивную секцию, которая не только оптимизирует двигательный режим, но и придаст ребёнку уверенности в себе и своих силах. О возможности занятия спортом обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Хорошо найти возможность для семейных походов, пикников, велопрогулок, зимой катание на коньках, лыжах, летом игра в бадминтон, теннис и т.д. Подберите для своей семьи подвижные игры, в которые можно играть всем вместе.
Не пропускайте утреннюю зарядку!

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению, бытовых, поведенческих и интеллектуальных навыков. Рассмотрим подробнее каждый из компонентов психологической готовности.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе – это, в первую очередь, наличие у ребёнка запаса определённых знаний, умений и навыков. Важно также наличие различных типов мышления (образного, логического), хорошей памяти, развитой речи. Малыш должен быть любознательным и обладать достаточным воображением.
Процесс подготовки к школе должен быть постепенным. Невозможно «натаскать» ребёнка перед школой и надеяться, что теперь всё будет хорошо. Подготовка к школе – это не краткий курс обучения со сдачей экзамена в конце. Это длительный процесс развития маленького человека, формирования и становления его.
Интеллектуальное развитие, как и всякое другое, начинается с самого рождения малыша в процессе его общения с родителями. Беседуйте со своими детьми! Создавайте им благоприятную речевую среду. На прогулке обсуждайте всё, что вас окружает. Обратите внимание на цвет неба. Спросите, что ещё бывает такого же цвета. Рассмотрите листочки. Какой они формы? А что за птичка на дереве? Она остаётся с нами зимовать или улетает в тёплые края? А какие ещё птицы перелётные? А зимующие?
Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка. Напротив, ответив на них, расширьте тему беседы, проведи сравнение с другими подобными ситуациями.
Помните, что игра – ведущая деятельность дошкольника. Играйте со своими детьми, создавайте условия для самостоятельных игр. Это и сюжетно-ролевые игры (в больницу, школу, дочки-матери и т.д.), и игры с правилами (настольные, подвижные), и специальные дидактические игры, направленные на формирование внимания, памяти, логического мышления (такие игры представлены в различных сборниках).

Этого будет вполне достаточно для интеллектуальной готовности к школе.

Эмоционально-волевая готовность – это прежде всего готовность мотивационная. Малыши, в основном, хотят поскорее пойти в школу, но на практике сталкиваются с тем, что приходится делать не то, что хочется. Эмоциональная или волевая готовность и подразумевает под собой то, что ребенок способен выполнять задания учителя, даже если они ему не по душе. Он может сосредоточиться, выдержать 40 минут урока и сохранить необходимую концентрацию внимания. Умеет управлять своим поведением, сдерживать неуместные в каких-то ситуациях желания.
Ребёнок не просто должен хотеть в школу, потому что у него, например, изменится статус («стану взрослым») или появятся новые красивые вещи (форма, рюкзак, пенал и т.д.). Он должен любить учиться, проявлять живой интерес к новым знаниям.
Познавательный интерес формируется с помощью интересных занятий, на которых ребёнок узнаёт что-то новое. Заниматься можно как  с родителями дома, так и в детском саду, в центрах развития. Нужно дать понять ребёнку, что в школе он узнает ещё больше, а так же научится всему, что пока ещё не умеет.
Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка школой, говорить «если ты не будешь стараться (учиться, слушаться и т.п), тебя не возьмут в школу», «будешь двойки получать».

Личностная (социальная) готовность – это понимание своего места в коллективе, умение налаживать контакты, общаться, дружить. Понимать разницу общения со взрослыми и со сверстниками. Уважать других. Испытывать потребность в общении. Будущий первоклассник должен уметь:

  • работать в команде;
  • отстаивать свое мнение (если речь идет о сверстниках), но также и идти на  компромисс;
  • подчиняться (в общении с учителем).
Если ребёнок не сможет хорошо общаться с одноклассниками, это может сказаться на его психологическом состоянии и, как следствие, на учебе. Социальная готовность хорошо формируются в условиях детского сада. Если по каким-то причинам Ваш ребёнок не посещает сад, то всегда можно записаться в секции, кружки, центры по подготовке к школе.
Если вы не уверены, что можете сами в полной мере оценить наличие всех вышеперечисленных компонентов у своего малыша, то лучше доверить эту задачу специалисту. Обратитесь к психологу, которым будет произведена диагностика готовности ребенка к школе и который даст советы относительно того, над чем (и как) нужно еще поработать.

Отдельно хотелось бы сказать о важности режима дня в жизни ребёнка.
Многие родители не придают этому особого значения, тем не менее, это один из самых важных моментов в воспитании малыша. Режим дня является необходимым условием полноценного развития ребёнка, как физического, так и психического.
Из опыта личных наблюдений: если ребёнку тяжело даётся обучение, если он перевозбуждён или, наоборот, апатичен, часто капризничает, если есть проблемы в поведении, послушании – почти всегда имеет место несоблюдение режима дня.
  После года ребенок должен постепенно переходить на пятиразовую систему питания и один дневной сон. В этот период необходимо задуматься о режиме.
При составлении режима необходимо учитывать особенности ребенка. Режим должен соблюдаться вплоть до поступления в школу.
Если вы собираетесь отдавать ребенка в детский сад, то можно сразу взять за основу режим дошкольного учреждения, чтобы потом не пришлось перестраиваться.
Дневной сон, прогулки два раза в день (до обеда и вечером), своевременный ночной сон – обязательны!
Режим повышает эффективность всех биологических процессов, происходящих в организме, формирует биоритмы. При этом организм практически не подвергается стрессу, поскольку с ним не происходит ничего незапланированного.
Если кормить ребенка в одно и то же время, то организм уже будет знать, когда поступит еда, и будет к этому времени готовиться: усиливать секрецию слюны, желудочного сока, ферментов, активировать гладкую мускулатуру органов пищеварения.
Таким образом, переваривание пищи будет осуществляться эффективнее, а полезные вещества – лучше усваиваться. И малышу удастся избежать многих проблем с пищеварением.
Привыкая засыпать и вставать в одно и то же время, ребенок намного повышает качество своего сна. Как правило, дети, у которых есть режим, засыпают быстрее, ночью не просыпаются, а весь день чувствуют себя бодрыми и активными.
Режим оказывается полезным еще и с психологической точки зрения. Дети являются консерваторами, им не слишком нравятся нововведения. Если у ребенка есть режим, он чувствует себя уверенно и защищённо. Он знает, что он будет делать в течение ближайшего времени, и это его успокаивает.
При соблюдении режима все же стоит избегать крайностей. Не надо расписывать всё по секундам, пусть в запасе будут хотя бы 20 минут.
Режим дня – важное условие для правильного развития ребёнка, его физического здоровья и психологического комфорта. Всё это тоже является звеном в цепи всесторонней подготовки к школе.

1 комментарий:

  1. Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо Вам за труд и любовь к детям. Мы очень рады, что в своё время попали именно к Вам на занятия. Сын успешно учится в 1 классе во многом благодаря Вам.

    ОтветитьУдалить