воскресенье, 22 января 2012 г.

С какого возраста лучше начинать обучение детей чтению?

Достаточно часто возникающий вопрос. При этом нет однозначного ответа. Всё очень индивидуально!
Я уже говорила о том, что существует масса методик обучения чтению, в том числе и методик раннего развития. Вы наверняка слышали и о карточках с целыми словами Глена Домана, и о кубиках Зайцева (в Интернете масса информации).
Что я могу сказать? Попробовать можно... Вреда это не принесёт, если, конечно, не заставлять ребёнка насильно целыми днями учить склады начиная с пелёнок. Но вот принесёт ли это пользу?
Ответьте себе на вопрос: "Для чего вы хотите научить ребёнка читать в столь раннем возрасте?" И вопрос не такой простой, как кажется!
Вы думаете, что малыш сразу начнёт читать прессу? Или художественную литературу? Попробуем представить (чисто теоретически), что он даже прочитает самостоятельно какой-то рассказ. Вы думаете он сможет понять его смысл, тем более, что навык ещё абсолютно "сырой"? Ему будут известны все прочитанные слова? В три-четыре года? А по названным методикам и ещё раньше.
Тогда зачем ему это умение, на формирование которого будет уходит масса времени и сил? А ведь это время можно потратить на более важные вещи, которые как раз необходимы в этом возрасте: расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, умение высказываться целыми фразами и предложениями. Знакомство с художественной литературой должно проходить через слушание, но уж точно не через чтение. С ребёнком в этом возрасте важно много беседовать, побуждать его к самостоятельным высказываниям и рассуждениям. Сравните всё это с неосознанным, а значит с бессмысленным, заучиванием букв, складов, целых слов на карточках. Каким образом это будет способствовать развитию малыша?

Так вернёмся к вопросу: "Для чего?" Думаю, многим родителям нужно признаться самим себе в том, что главная цель, пусть даже не всегда осознанная, - это показать себе и другим "какой он у меня умница!" Интересно и то, что именно умение читать считается взрослыми основным показателем высокого уровня умственных способностей. При этом "читающий" вовсе не значит "развитый"!

Значит ли это, что учить дошкольника читать вовсе не нужно? Нужно... Вопрос в том, как это делать, какие цели ставить перед собой и своим ребёнком.

Я уже говорила о том, что кроме чтения есть масса других "забот". Очень важно, чтобы развитие ребёнка было целенаправленным и комплексным. Нельзя, чтобы все силы отдавались формированию одного умения в ущерб другим.

Теперь о методическом подходе... Недаром обучение чтению и первоначальному письму называется "обучением грамоте", а письмо без орфографических ошибок (в дальнейшем) называют "грамотным письмом". Дело в том, что эти умения тесно связаны между собой. Обучение грамоте, которое начинается ещё в детском саду, закладывает основы орфографической зоркости. А формирование орфографического навыка опирается на ранее приобретённые знания и умения в области фонетики, фонологии и графики. Но только в том случае, когда теоретической основой такого обучения являются принципы русской графики и орфографии. Иными словами, я за научную основу обучения языку в целом.

Поэтому я выбираю такое обучение чтению, которое является надёжным фундаментом дальнейшего изучения родного языка, которое не будет формировать ложных представлений о фонематической и графической действительности.

Остаётся выяснить, с какого же возраста возможно начать такое обучение грамоте, где обязательным упражнением будет звуковой анализ слов, где с первыми изученными буквами раскрывается позиционный принцип русской графики.
Из опыта работы могу сказать, что возраст пяти лет самый подходящий. Если обучение проводится в игровой занимательной форме, если "переводить сложности на детский язык", то результат всегда положительный. Но это не значит, что нельзя начинать раньше. Очень многое зависит от индивидуальных особенностей малыша. Насколько он хочет заниматься, насколько ему интересно, как он усваивает новое знание, доступно ли это его пониманию на данном этапе.

И ещё пару слов про изучение букв.
В идеале их учат после того, как ребёнок научился слышать звуки речи, отличать их друг от друга, выделять в словах, давать им качественные характеристики (гласный, согласный, согласный твёрдый и мягкий). Потому что именно звуки мы обозначаем буквами, а не наоборот.
Но я считаю, что нет ничего страшного, если ребёнок выучил буквы (а это доступно чуть ли ни с года) с бабушкой или мамой. У многих дома есть магнитные буквы, которые всегда перед глазами (на холодильнике, специальной доске). Во время игр ребёнок запоминает их естественно и легко.
Единственное, чего ни в коем случае нельзя делать, так это учить их насильно!
И уж если вы решили выучить все буквы "заранее", то пусть это будет просто знание названий букв. Можно сказать ребёнку, что "буквы нужны людям, чтобы записывать свою речь (слова), чтобы читать интересные книги. Для того, чтобы научиться писать и читать, нужно знать все буквы". И постепенно запоминать их названия.
Не стоит смешивать буквы со звуками: "петушок" начинается на букву "пэ", "бэ" и "а" - будет "ба". Слияние звуков в слоги, их запись и чтение можно будет изучить позже, когда ребёнок будет готов к этому.

Комментариев нет:

Отправить комментарий